Практика работы с контрольно-кассовыми машинами

На территории Российской Федерации с 18 июня 1993 г. действует Закон Российской Федерации N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Закон N 5215-1). Закон N 5215-1 устанавливает, что денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся с обязательным применением контрольно-кассовых машин (далее - ККМ). По своей сути ККМ является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки и полнотой уплаты налогов.

Отметим, что Законом N 5215-1 предусмотрена возможность осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККМ отдельными категориями предприятий. Эта возможность продиктована спецификой их деятельности или особенностями местонахождения. Такие предприятия указаны в "Положении поприменению ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением" (далее - Положение по применению ККМ) и "Перечне отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания платных услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", которые утверждены постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745.

Применять можно не все ККМ. На данное время из огромного количества моделей ККМ к использованию на территории России допущено немногим более ста наименований*. Государственный реестр (перечень) ККМ по заявлениям производителей определяет Государственная межведомственная экспертная комиссия по ККМ (далее - ГМЭК по ККМ). Она же определяет срок, на который та или иная ККМ допущена к применению. Информацию о Государственном реестре ККМ (далее - Госреестр), допущенных к применению, можно узнать из средств массовой информации, в центрах технического обслуживания ККМ (далее - ЦТО), а также в налоговой инспекции по месту проживания.

    Налоговым органам вменено в обязанность проводить ознакомление налогоплательщиков:
  • с действующим законодательством и нормативными актами по применению ККМ, документами строгой отчетности для учета денежных средств, утвержденных Минфином России;
  • с ответственностью за нарушения законодательства о применении ККМ, о работе с денежной наличностью и т.д.;
  • с моделями ККМ, включенных в Госреестр, используемых на территории Российской Федерации и разрешенных ГМЭК по ККМ к применению в той или иной сфере деятельности;
  • с сетью центров технического обслуживания ККМ (ЦТО) в регионе и обслуживаемых ими моделях ККМ.

ГМЭК по ККМ утверждено "Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации" (протокол N 2/18-95 от 06.03.95), в соответствии с которым продавать ККМ имеют право только те организации, у которых заключен договор с заводом-изготовителем (или поставщиком) о продаже ККМ соответствующих моделей и договор с ЦТО о принятии на техническое обслуживание и ремонт. Чтобы гарантированно купить разрешенную ККМ, лучше всего обратиться в один из ЦТО, адреса которых можно узнать в налоговой инспекции. После приобретения ККМ и заключения договора с ЦТО о сервисном обслуживании не стоит забывать, что Законом N 5215-1 и изданными во исполнение его нормативными документами предусмотрена постановка на учет ККМ в налоговом органе (инспекции) по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя). Специалист ЦТО готовит кассовый аппарат для регистрации в налоговой инспекции, то есть обеспечивает выполнение требований, предъявляемых к ККМ в соответствии с Положением по применению ККМ. Регистрация ККМ производится непосредственно в налоговой инспекции по месту регистрации организации (индивидуального предпринимателя) - владельца машины независимо от адреса места установки и использования ККМ. Использование ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением до регистрации в налоговом органе запрещено. Порядок регистрации ККМ в налоговых органах утвержден приказом Госналогслужбы России от 22.06.95 N ВГ-3-14/36.

В ходе регистрации проверяются:

  • все необходимые документы, а именно: заявление на регистрацию ККМ, заполненная карточка регистрации ККМ, паспорт ККМ, договор на техническое обслуживание с ЦТО, свидетельство о Государственной регистрации организации (индивидуального предпринимателя), журнал кассира-операциониста на предмет правильности их заполнения и соответствия;
  • соответствие печатаемого чека ККМ предъявляемым требованиям, пломб на ККМ, голограмм, заводского номера ККМ и т.п
  • .

К работе на ККМ допускаются лица, освоившие правила эксплуатации кассовых машин и изучившие "Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением". Подготовку кассиров-операционистов по вопросам применения ККМ осуществляют ЦТО с выдачей документа о том, что данный кассир прошел курс обучения и подготовлен к работе на данной модели машины.

Налоговый контроль. Законодательство о применении ККМ обязывает торгующие или оказывающие услуги предприятия формировать и предоставлять налоговым органам контрольно-кассовую отчетность, документально подтверждающую достоверность доходов. Записи денежных операций при осуществлении торговых продаж и оказании услуг населению с применением ККМ устраняют различного рода нарушения и злоупотребления. Кроме того, повышается возможность предъявления претензий по качеству товаров и услуг со стороны потребителей.

Однако имеют место попытки незаконопослушных налогоплательщиков сокрытия реальной налогооблагаемой базы путем вмешательства в работу ККМ технических средств, позволяющих корректировать фискальную память ККМ по суммам, полученным в результате реализации товаров (работ, услуг).

Фискальная память - это электронное устройство, позволяющее фиксировать при помощи накопителей все платежи, проходящие через ККМ, и хранить итоговую информацию в течение длительного времени со дня ввода в эксплуатацию. Хотелось бы подчеркнуть, что в фискальную память записываются только итоговые данные за день или смену и что эти данные легко доступны пользователю из дневного или сменного отчета. Это очень важный момент, неправильное понимание которого создает у будущего пользователя ККМ опасения, что в фискальной памяти находятся некие сверхсекретные данные о проведенных операциях. В заключение статьи хотелось бы рекомендовать предпринимателям выполнять требования Закона N 5215-1 и не пользоваться услугами людей, которые изменяют данные, записываемые и хранящиеся в фискальной памяти ККМ. Намеренное искажение данных приведет к конфликту и с налоговыми, и с правоохранительными органами.

|Наверх| |На главную страницу| |К оглавлению|
Используются технологии uCoz