Письмо Госналогслужбы РФ от 24 января 1996 г. N ПВ-6-16/43 "О применении контрольно-кассовых машин"

Госналогслужба России в связи с поступающими запросами об ответственности предприятий (включая физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица) за применение контрольно-кассовых машин, не зарегистрированных в налоговых органах или не допущенных Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам к использованию на территории Российской Федерации, сообщает следующее.

Статья 7 Закона Российской Федерации "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" не содержит нормы об ответственности предприятия за применение контрольно-кассовой машины, не зарегистрированной в налоговом органе или не допущенной к использованию. Однако подобные нарушения ст. 2 названного Закона должны рассматриваться налоговыми органами как неприменение предприятием контрольно-кассовой машины с наложением на нарушителя штрафа в 350-кратном размере минимальной месячной оплаты труда. Иное толкование Закона вступает в противоречие с его общим смыслом. При этом следует иметь в виду, что контрольно-кассовая машина является инструментом контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом, полнотой и своевременностью оприходования предприятиями наличной выручки. Контрольно-кассовая машина, не состоящая в Государственном реестре контрольно-кассовых машин (кроме тех случаев, когда ее использование разрешено соответствующим решением Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам) или не зарегистрированная в налоговом органе, не может служить таким инструментом.

Постановлением Конституционного Cуда РФ от 12 мая 1998 г. N 14-П положение абзаца второго части первой статьи 7 Закона "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", согласно которому предприятие, ведущее денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовой машины, подвергается штрафу в 350-кратном установленном законом размере минимальной месячной оплаты труда, признано не соответствующим Конституции РФ. Впредь до урегулирования данного вопроса штраф налагается в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда

Указанную позицию разделяет и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, отказавший индивидуальному частному предприятию в принесении протеста, поскольку контрольно-кассовая машина не была зарегистрирована в налоговом органе (журнал "Хозяйство и право", 1994, N II). Госналогслужба России рекомендует учитывать в работе по организации и проведению проверок данное разъяснение.

Государственный советник налоговой службы I ранга В.А. Павлов

|На главную страницу||К оглавлению|
Используются технологии uCoz